Эпилепсия это страшно или нет

Об этой болезни люди знают издревле. Историки медицины говорят, что нет такого вещества, минерального, животного или растительного происхождения, которым бы не пытались лечить эпилепсию. Людей, страдающих этим заболеванием, одни считают умственно неполноценными, другие — гениями. Кто из них ближе к истине? Попробуем разобраться.
Название есть, а болезни нет?
На самом деле, одной болезни под названием « эпилепсия » нет. В обиходе этим термином называют целую группу болезней с очень разными клиническими проявлениями и разными исходами. Сегодня медицина знает более 60 таких заболеваний. Среди них есть очень тяжелые формы, которые и протекают мучительно, и с трудом лечатся. А есть и такие — врачи даже называют их доброкачественными — которые не доставляют больному особых неудобств и проходят сами, даже без медикаментозного лечения. Елена Дмитриевна Белоусова, профессор, д.м.н., руководитель отдела психоневрологии и эпилептологии МНИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологии считает, что одна из основных задач врача, к которому обратился пациент с жалобой на эпилептические приступы, — определить, с какой именно болезнью из этой большой группы он имеет дело.
Чаще всего эпилепсией заболевают дети и подростки, среди них эпилептическим приступам подвержены от 0,5 до 1 %. Встречается болезнь и у взрослых, в основном пожилых людей — у них эпилепсия фактически является осложнением после травм, инсультов, других сосудистых патологий. В России частота эпилепсии, ее распространенность такая же, как во всем мире – не выше и не ниже.
Обычно, мы представляем себе эпилепсию так: больной внезапно падает, у него развиваются судороги, изо рта идет пена, он издает какие-то крики, и в конце концов, оглушенный, засыпает. На самом деле такие классические приступы — врачи называют их генерализованными тонико-клоническими — бывают далеко не у всех больных. Чаще всего эпилепсия заявляет о себе потерей сознания или каким-то его нарушением. Человек — ребенок или взрослый — начинает вести себя неадекватно: не реагирует на окружающих, не отвечает на вопросы и т. д.
— Бывает, и особенно часто у детей и подростков, приступ кратковременный с нарушением сознания в течение 10–15 секунд — поясняет Елена Дмитриевна, — приступ можно даже не заметить, или принять на первых порах за невнимательность, рассеянность. Но если эти эпизоды повторяются, случаются часто, родители все-таки понимают, что с ребенком что-то не то. Такие приступы называются абсансами. Во время них пациент не падает, просто на 10–20, иногда на 30 секунд выключается из окружающей действительности: не отвечает на вопросы, вообще никак не реагирует на окружающих.
Если вовремя не обратить внимания на абсансы, то приступы будут сохраняться. Ребенок не сможет учиться в школе, потому что при этой форме эпилепсии приступы очень часты, десятки и даже сотни в день.
Иногда бывают ночные приступы, и они тоже не всегда похожи на классический генерализованный тонико-клонический приступ. Родители отмечают, что ребенок принимает какие-то необычные позы, у него напрягаются разные части тела, перекашивается рот. Бывает, что больной просыпается, и не может ничего сказать, хотя находится в сознании.
Конечно, бывают нарушения сознания и не связанные с эпилепсией. Думаю, каждый человек хотя б раз в жизни падал в обморок или был близок к этому. Если человеку стало плохо в душном помещении, при резкой смене положения тела, после какой-то физической нагрузки, то скорее всего, это не эпилепсия, а просто обморок. При эпилепсии приступы возникают спонтанно, беспричинно, что называется, на пустом месте.
Что делать?
Больного с подозрением на эпилепсию нужно показать неврологу. Или взять у участкового педиатра или терапевта направление и обратиться с ним в так называемый эпилептологический кабинет. Такие специализированные центры (это государственная, бесплатная служба) есть и в Москве, и во многих регионах. Там способны оказать специализированную помощь на достаточно высоком уровне.
— Направление в наш институт можно получить как у педиатра, так и у невролога. В регистратуре вас без дополнительных проблем запишут на консультативный прием.
В подавляющем большинстве случаев современные методы исследований позволяют специалисту поставить диагноз сразу. В обязательном порядке проводят электроэнцефалографическое исследование (ЭЭГ), сопоставляя его данные с рассказом пациента или его родственников.
Иногда требуется дополнительное обследование.
— Как правило, — говорит Елена Дмитриевна, — бывает необходимо провести магнитно-резонансную томографию головного мозга, чтобы выяснить, с чем же связана эта эпилепсия, нет ли каких-то изменений в головном мозге.
Кроме этого, иногда бывает показано углубленное электроэнцефалографическое обследование – ЭЭГ-видеомониторинг. При этом в течение достаточно длительного времени производят видеозапись поведения пациента одновременно с записью ЭЭГ.
— Родители не всегда могут правильно описать нам, что же происходит с ребенком во время приступа: куда поворачивается голова, напрягаются ли руки и т. д. Видеозапись дает нам возможность все это увидеть. А электроэнцефалограмма показывает, где возникает эпилептический разряд, который является причиной приступа: в каком полушарии, в какой области полушария, в какой доле головного мозга. Это очень важно и для правильной постановки диагноза, и для подбора лечения, и для прогноза.
Кто виноват?
Отчего же все-таки возникает эпилепсия? Медики считают, что сколько форм этой болезни, столько и причин ее вызывающих. Иногда это следствие какого-то повреждения головного мозга: порока развития, последствий нехватки кислорода во время трудно протекавшей беременности и патологических родов и т.д. Если причина такова, то эпилепсия у ребенка часто развивается рано, на первом или втором году жизни.
Есть отдельная группа заболеваний, которые называют идиопатическими. При них не выявляются какие-то повреждения головного мозга. Считается, что к таким эпилепсиям есть генетическая предрасположенность, но врачам пока не всегда ясно, какая именно.
Обыватели очень часто говорят о наследственной природе эпилепсии.
— Да, такие формы есть, — подтверждает Елена Дмитриевна , — но они встречаются чрезвычайно редко, скорее это исключение. Более распространена другая ситуация, когда есть некая генетическая предрасположенность к развитию судорог. Например, существует предрасположенность к так называемым доброкачественным судорогам детства. У детей с такой наследственностью чаще встречаются судороги при повышенной температуре, и у них же бывают доброкачественные эпилептические синдромы. Их легко вылечить, они проходят, не влияя на интеллект ребенка.
Доброкачественными раньше называли те эпилептические синдромы, которые протекали с редкими приступами и никак не влияли на полноценное развитие личности. Сейчас это понятие несколько сузилось: считается, что истинно доброкачественные эпилепсии — это те, которые могут пройти сами, даже если их не лечить. Приступы будут продолжаться какое-то время, а потом пройдут. Но доброкачественные эпилептические синдромы бывают только у детей.
Неужели врач, поставив ребенку диагноз «эпилепсия» может просто отправить его домой, не назначив никаких препаратов?
— Только в очень редких случаях, — поясняет Елена Дмитриевна. — И мы при этом обязательно требуем, чтобы между родителями больного и врачом существовала оперативная и хорошая связь. Мы обязательно должны контролировать течение болезни.
Увы, есть и другие синдромы, которые находятся на противоположном конце спектра. Это очень тяжелые разновидности эпилепсии, их называют катастрофическими. Есть у них и другое наименование — эпилептические энцефалопатии. Они тоже встречаются только у детей и протекают очень тяжело. Но главное, что почти всегда такое заболевание вызывает нарушение нервно-психических, речевых функций. И, если с приступами современная медицина может справиться, то регресс нервно-психического развития, который наблюдается у маленького пациента, к сожалению, может остается на всю жизнь.
Жить с эпилепсией
Но все-таки основной массе больных лекарства помогают. Пациенты с эпилепсией получают медикаментозные препараты постоянно и длительно. Даже детскую доброкачественную эпилепсию лечат несколько лет. Но есть и такие пациенты, которые вынуждены принимать антиэпилептические препараты длительно, годами, иногда десятилетиями. То есть существуют такие разновидности эпилепсии, которые врачи пока вылечить не могут. Зато могут контролировать, а это значит, что если больной регулярно принимает правильно подобранные лекарственные препараты, то у него не будет приступов.
Что значит для пациента отсутствие приступов? Очень многое, и в первую очередь то, что он может жить полноценной жизнью. Интенсивность физических и умственных нагрузок для него не имеет значения. Эмоциональные стрессы тоже редко вызывают осложнения. Пациент, регулярно принимающий антиэпилептические препараты и не имеющий приступов может заниматься спортом, может путешествовать с сопровождающими и даже самостоятельно. За рубежом взрослый больной эпилепсией при длительном отсутствии приступов может даже водить машину. Конечно, определенные ограничения есть. Приступ можно спровоцировать недосыпанием, чрезмерным употреблением алкоголя. Для некоторых форм эпилепсии характерна фоточувствительность (приступ может стать реакцией на зрительные раздражители: мелькание света на дискотеке, при просмотре телевизора, при работе на компьютере). Соответственно, и работу следует подбирать в расчете на эти особенности организма.
При каждой форме эпилепсии существует свой подробный список рекомендаций.
— Иногда всем пациентам с эпилепсией не рекомендуют смотреть телевизор — это совершенно неправильно. Нужно четко понимать, кому это можно, а кому — нет.
Больному с эпилепсией абсолютно противопоказаны экстремальные ситуации, будь то работа или спорт. Нельзя стать монтажником-высотником, заниматься дайвингом, альпинизмом. Вероятность повтора приступа, хоть и небольшая, но есть при любых формах эпилепсии, при любом, самом грамотном ее лечении. А если такой приступ произойдет под водой или на высоте? Лучше не рисковать.
Эпилепсия и беременность
Отдельный разговор — о женщинах, готовящихся стать мамами. Если у девочки в детстве или в подростковом возрасте была эпилепсия и она прошла, то, став взрослой, она может об этом смело забыть, и рожать, что называется, на общих основаниях. А вот беременная женщина, страдающая эпилепсией, становится объектом особой заботы врачей-эпилептологов. Считается, что женщина, регулярно принимающая противоэпилептические препараты, имеет 95 % вероятность родить совершенно здорового ребенка. При этом собственно беременность и роды не вызывают ухудшения течения эпилепсии, болезнь не перейдет в какую-либо тяжелую форму. При некоторых формах эпилепсии беременность даже идет на пользу организму и приступы становятся реже.
Елена Дмитриевна считает таких женщин отдельной группой пациентов. Они должны наблюдаться по-своему, очень тщательно.
— Это отдельная область знаний в области эпилепсии, — говорит она, — существуют даже специальные стандарты наблюдения женщин детородного возраста с эпилепсией, разработанные Международной лигой по борьбе с эпилепсией. Все, конечно, зависит от того, в каком состоянии находится беременная. Если у нее нет приступов, она принимает препарат и нормально его переносит, то у нее с высокой долей вероятности все будет хорошо».
Общество и эпилепсия. Качество жизни.
Внезапный приступ болезни может стать для пациента катастрофой иного рода — психологической. Очень часто больные эпилепсией скрывают свою болезнь, стыдятся ее. Почему-то именно эпилепсию принято считать неким клеймом, позором. Иногда даже и врачи встречаются, которые считают, что эпилепсия в обязательном порядке связана с каким-то интеллектуальными нарушениями, с какими-то особыми качествами личности. На самом деле, конечно, это не так. Большинство пациентов не страдают интеллектуально и никаких изменений личности у них не происходит. Эта проблема существует во всем мире, что уж говорить о сегодняшней России, где бытовая жестокость и в детских, и во взрослых коллективах стала чуть ли не нормой. Человеку с эпилепсией часто могут отказать в приеме на работу, если будут знать его диагноз. Ребенка могут не взять в детский сад, в школу. На словах, «чтобы других детей не травмировать», а на деле — просто боятся ответственности.
Справедливости ради стоит сказать, что есть и другое мнение. Эпилепсия в силу яркости своих клинических проявлений всегда привлекала к себе внимание. Этой болезнью страдали многие выдающиеся люди — Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон.
— И в древние времена, и в средние века полагали, что это одержимость демонами, какие-то дьявольскими силами. Даже думали, что пациент с эпилепсией заразный, советовали подальше от него держаться. Но была и противоположная точка зрения — что это некий признак святости — достаточно вспомнить наших юродивых и блаженных. То есть мифов в области эпилепсии было предостаточно.
К сожалению, если лечебная помощь больным эпилепсией у нас в стране более-менее налажена, то уровень социальной помощи практически равен нулю. Им никто не помогает осознать этот диагноз, никто не информирует об их правах, и уж тем более, не помогает эти права отстаивать. Нет никакой законодательной базы, запрещающей дискриминацию пациентов с этим диагнозом.
Между тем, за рубежом такая помощь весьма развита. Там существуют общественные организации, лоббирующие в обществе интересы больных эпилепсией, будь то дети или взрослые. Если правительственные программы ущемляют права этих пациентов, то принятие таких законов тут же наталкивается на сопротивление общественности. Идет активная разъяснительная работа в средствах массовой информации. В Европе есть даже программа, которая называется «Эпилепсия из тени». То есть из этого сумрака суеверия эпилепсия как бы выходит на свет и люди начинают понимать, что это не так страшно, что с этим можно полноценно существовать.
У нас в стране все не так благополучно. Препараты, необходимые для лечения эпилепсии, включены в льготные списки, то есть пациенты получают их бесплатно. Проблема в одном: эти списки постоянно меняются, препараты в них то появляются, то исчезают. К тому же, каждое мало-мальски значимое муниципальное образование составляет свои списки льготных лекарств. Взять хоть Московскую область: в одном районе препарат входит в льготный список, а в соседнем — нет.
Между тем, стоят противоэпилептические препараты не дешево, иногда стоимость лечения достигает 2–3 тыс. в месяц и больше. Для жителя какого-нибудь провинциального города это очень много. И здесь пациентов подстерегает сюрприз со стороны чиновников. Допустим, пациент уже некоторое время принимает определенный противоэпилептический препарат. Лекарство ему помогает, приступы прекратились. Когда упаковка препарата подходит к концу, он отправляется к врачу и получает у него рецепт на новую порцию. Рецепт бесплатный, ведь препарат входит в льготный список. Но вот однажды врач ему со вздохом объявляет: «Увы, больше бесплатных рецептов не будет, ваш препарат из льготного списка исключен. Зато там появился его аналог, другой препарат, почти такой же и все-таки не совсем такой. Вам его выписывать или будете покупать старый за деньги?»
Между тем, вопрос смены препарата не так уж и прост, чтобы решать его одним росчерком чиновничьего пера. Эту проблему обсуждают врачи-эпилептологи всего мира и вывод, к которому они пришли, для пациентов не утешительный: препарат лучше не менять. Такие рекомендации дает и Европейская противоэпилептическая лига, и американская Академия неврологии. Согласны с ними и наши врачи.
— Когда пациенту пытаются назначить какой-то другой, похожий препарат, но не тот, который он получал, то риск рецидива приступов составляет примерно 30 %.
Иными словами, жили-были десять пациентов с эпилепсией, принимали себе бесплатное лекарство. Вдруг бесплатно это лекарство выдавать перестали. Больные поменяли препарат и у троих из них приступы возобновились. А ведь мы уже говорили, чем чреват внезапный приступ эпилепсии в нашем обществе. Человек может потерять работу, невесту. Может, не посчитавшись с законами, оказаться в этот момент за рулем, устроить аварию на дороге и при этом погибнуть сам и погубить других людей.
Поэтому сейчас врачи не только в России, но и во всем мире активно протестуют против практики неоправданной замены препаратов для пациентов с эпилепсией. Российское отделение Европейской лиги борьбы с эпилепсией также отстаивает интересы своих пациентов. На всех административных уровнях практикующие врачи пытаются объяснить, что это реально опасно, когда росчерком пера чиновника человеку могут вызвать приступ, который неизвестно чем закончится. Попутно советуя своим пациентам не менять препарат, во всяком случае, без предварительной консультации с лечащим врачом.
— Если вам говорят в аптеке, что мы дадим вам не ваш привычный, а другой, гораздо лучший препарат, все равно нужно сначала обязательно проконсультироваться с лечащим врачом. А он уже решит, возможна ли такая замена или нет. Все-таки иной препарат — это не то же самое. Меняется не только коробочка, меняются наполнители, меняются особенности высвобождения активного вещества, a значит их концентрация в крови пациента. Все-таки это нежелательно, если при этом у пациента на старом препарате все шло хорошо.
***
Подводя итог нашему разговору о болезни цезарей и юродивых можно сказать: если ваш ребенок болен эпилепсией, он не обязательно вырастет гением. Но, скорее всего, вырастет нормальным и полноценным человеком.
Статья предоставлена компанией Санофи-Авентис
Евгения Субботина
Источник
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Вчера я узнала, что у моего любимого человека эпилепсия.
Сегодня с утра читаю об этом всё, что выдал мне Яндекс.
И если вчера я восприняла эту информацию достаточно спокойно, то сегодня мне просто страшно…
Есть кто-нибудь, кто сталкивался с этим в реальной жизни?
Спасибо!
11.10.2004 13:12:59, *******
64 комментария
У моей знакомой эпилепсия не знаю в какой форме. Бывали обмороки. Пока не замужем, но хорошее образование, высокооплачиваемая работа, и МЧ есть. И есть страх, что будет приступ и ее увидят в таком состоянии или в момент х она будет одна.
Еще одна история. Иду один раз по дороге во дворе дома. Мне лет 10. навстречу мужчина лет 50. Когда уже оказывается рядом, останавливается, как будто что-то спросить хочет и неожиданно падает на спину, ударяясь головой об асфальт. И началось: вы уже прочитали скорее всего что. к нему сразу же подбежали два молодых человека, все сделали правильно. Я так думаю родственники.
Человек сам для себя должен решить связывать свою судьбу или нет, но для семейного счастья болезнь не помеха. Готовым быть нужно ко всему и всегда.
Сколько людей столько судеб. Если вы уже достаточно долго общаетесь и все у вас нормально, чего бояться-то. Может ничего плохого никогда не произойдет.
12.10.2004 01:43:14, m
Дед моего б.м. дожил с эпилепсией до 90 лет. У него она была с молодости, появилась после гриппа. Приступы, по словам свекрови, случались довольно редко.
Сыну недавно поставили диагноз «парциальные приступы», т.е. тоже разновидность эпилепсии — с такой формой человек может прожить всю жизнь и даже не догадываться, пока не сделает ЭЭГ. Признаки — кратковременная потеря внимания и концентрации, и проблемы с краткосрочной памятью. Причина точно неизвестна, скорее всего, сотрясение мозга. Для меня его диагноз совсем не был трагедией — по крайней мере, я теперь знаю, почему ему было так трудно в школе, и как ему помочь. С лекарством стало гораздо лучше.
Кстати, по поводу деформации личности и прочих интересных вещей, которые про эпилепсию пишут — термин «эпилепсия» не означает какую-то одну болезнь, а всего лишь совокупность симптомов. А причины, т.е. сама болезнь, могут быть совершенно разные, отсюда и разное течение, и разный исход. То, что вы прожили с этим молодым человеком три года и даже не догадывались о болезни, говорит о том, что у него все под контролем, и что, при соблюдении режима, с ним все будет в порядке. Для него очень важна стабильность в отношениях, полноценное питание, воздержание от алкоголя и излишков кофеина, и кроме того, нужно обязательно высыпаться и избегать стресса и переутомления. То есть это для всех нас важно, но при эпилепсии нарушение режима может служить спусковым механизмом для приступов.
11.10.2004 20:12:25, Shuramura
У моего двоюродного брата эпилепсия. Те немногие девушки, которые у него были, уходили от него по этой причине. Страх. Ему 35 лет. Но я надеюсь, что у него еще все впереди.
11.10.2004 14:04:35, Ulia
Сильно зависит от формы. От очень тяжелых вариантов, приводящих к глубокой деформации личности, до хорошо поддающихся лечению и не проявляющих себя ничем при условии приема лекарств.
И если это не именно эпилепсия, а последствия травмы или нейроинфекции, то и не передается по наследству.
11.10.2004 13:34:05, nastena
Эпилепсия не так страшно, как наследственно. Поэтому основное, что меня бы беспокоило — это рождение детей с такой генетикой. Как на мой взгляд — я бы, наверное, все равно рисковала. Но это серьезный вопрос.
11.10.2004 13:25:58, Кондратея
Не хочу пугать, но у моего знакомого жена умерла во сне. У нее случился припадок ночью, а муж спал очень крепко и не проснулся. 37 лет…
11.10.2004 13:20:59, nnn
🙂 У моих родителей хороший друг, венгр, говорил по-русски с акцентом. Так вот он на такие истории непередаваемо реагировал словами — «знавал я одного мЯсника… тот тоже шел-шел однажды…». Когда спрашивали «и что?» — отвечал «уже умер».
История именно такого рода. Хотя и из жизни, и трагическая. У наших близких родственников женщина всего только 32 лет, недавно родившая второго ребенка, шла-шла по лестнице к себе домой, упала и умерла. Тромб оторвался, о котором никто и не знал. И что?
11.10.2004 13:34:17, Кондратея
извините, это страшилка из серии, мой знакомый шел по улице, и ему на голову упал кирпич. От такого — никто не застрахован. А еще нам в универе один из преподов любил рассказывать истории о том, как важен здоровый образ жизни. О том, как на заре перестройки одного начинающего банкира похитили. Заклеили ему рот скотчем. А он и умер. Задохнулся, потому что он «нездорового образа жизни» у него был постоянный насморк.
11.10.2004 13:24:01, Наталья Л
Никто то никто, да только есть такое понятие как группа риска и человек с такой болезнью имеет больше шансов погибнуть самому да еще и других с собой прихватить (а если приступ случится когда он будет за рулем машины с женой и детьми?). В приведеном случае скорей всего она задохнулась (язык запал)и рядом никого не было чтобы помочь.
11.10.2004 13:32:14, Последний из могикан
Да, я просто хотела этим случаем подчеркнуть, что это заболевание из разряда тех, котрые требуют постоянного присутствия рядом кого-то из близких, постоянного контроля. Одно дело — например, язва, там да, диета нужна, спец. питание. но ПРИСУТСТВОВАТЬ постоянно никто не должен. А это уж больно коварная болячка. И … как бы это выразиться… малоэстетичная и отпугивающая… людей в массе своей. А дети, пока маленькие…
ИМХО
11.10.2004 14:43:15, nnn
Насколько я помню, при эпилепсии водительские права не выдают. И вообще накладывают ряд ограничений, минимизирующих риски.
11.10.2004 13:44:58, nastena
есть меры предосторожности, которые необходимо соблюдать. Относится ко всем болезням, не только к эпилепсии. Диабетическая кома не менее опасна по последствиям. Больше шансов погибнуть самому, да и других прихватить не у эпилептиков, а у идиотов, которые по встречной полосе обгоняют, или через 2 сплошных разворачиваются…
11.10.2004 13:36:55, Наталья Л
Это все понятно, живут и с худшими болячками. Наверно жестоко, но я бы советовал автору завязывать потихоньку отношения, женщина должна думать о потомстве в первую очередь, еще будут и другие любови.
11.10.2004 13:45:26, Последний из могикан
Потомство у меня уже есть.
В отношениях с этим человеком дети для меня — не самое важное.
Меня больше волнует то, что будет (или может быть) с НИМ.
11.10.2004 13:55:51, *******
На сегодня тяжелые, не поддающиеся лечению и деформирующие психику формы достаточно редки. Это должны быть приступ за приступом, и полномасштабные, как в «Идиоте».
Другое дело, что некоторый отпечаток на личность накладываект любая серьезная болезнь, необходимость приема лекарств, контроля за здоровьем. Но это вряд ли то, чего Вы опасаетесь
11.10.2004 14:05:17, nastena
Еще есть осложнения от приема лекарств, но ничуть не лучшие присутствуют и при многих других заболеваниях.
11.10.2004 14:10:22, Харас
Тогда проще. Научитесь оказывать помощь при припадках (как правило все сводится к слежению чтобы не расколоиил себе голову ине откусил язык), несложно, но неприятно, за руль не пускать — никогда.
11.10.2004 14:04:00, Последний из могикан
при правильно подобранной терапии приступов может не быть многие годы. а из ваших слов следует, что человек будет постоянно валяться в припадках с пеной у рта. веселая перспектива.
11.10.2004 14:09:04, Танжер
неправда, таких выводов я не делал, какие тут рецепты если я не врач да и о тяжести болезни мы не знаем как видимо и автор.
11.10.2004 14:20:04, Последний из могикан
А я согласна.
11.10.2004 13:54:52, Лангуста
Гарантируете? Вдруг нет? Любовь — штука трудно предсказуемая. А дети бывают приемные.
11.10.2004 13:50:11, nastena
Я бы положилась на судьбу, и ничего бы не насиловала. Сложатся отношения — решат они как-нибудь вопросы со здоровьем (у кого их нет?).
11.10.2004 13:47:59, Кондратея
вы это серьезно или это шутка такая?
11.10.2004 13:46:56, Наталья Л
Абсолютно. Разве что оговорюсь, вывод сделан исходя из того, что он действительно серьезно болен (и не простудой на пару дней, а практически на всю жизнь) плюс еще имеется реальная возможность передачи болезни детям.
11.10.2004 13:57:26, Последний из могикан
эпилепсия бывает разная. Бывает наследственная, а бывает возникшая в результате травм и инфекций. Последняя вообще не передается по наследству и от приобретения ее в результате аварии, да и просто неудачного падения никто не застрахован. Тогда сразу в брачном контракте надо писать, дорогой супруг, если ты головой где-либо ударишься, я тебя сразу бросаю, без каких-либо обязательств с моей стороны.
11.10.2004 14:00:40, Наталья Л
Наташа, оговорился специально для вас, т.к. сразу понял что вы не понимаете о чем я (и это не удивительно). Я говорю о худшем случае и не надо сейчас рассусоливать что бывает такая эпилепсия и сякая, передающаяся и нет. Некоторые люди шарахаются и от просто потерявшего сознание человека и не потому что они сволочи, а просто на физиологическом уровне не могут помочь, им хочется убежать, не видеть, им самим может стать плохо и тп и тд, если вы видели приступ эпилепсии, тоне будете возражать, что не всякий человек сможет помочь. Как уже выясняется у нас тут случай полегче таки (дети уже есть), так чтооднйо проблемой меньше. А что вас так удивило (возмутило видимо) в том, что женщина не должна жить (выходить замуж, рожать) с мужчиной от которого могут быть больные дети? Помоему уже давно признан факт того. Что женщина влюбляется не просто так с бухты барахты, а даже не осознавая оценивает будущего супруга и как отца детей (здоровое потомство), добытчика и тп. Весьма вероятно, что знай бы она о его болезни с первого момента, чувства бы и не возникли вообще.
11.10.2004 14:15:26, Последний из могикан
Спорить не буду. По последнему абзацу у меня как раз обратное представление. Кроме «собственноручно» рожденных детей, есть еще и приемные.
11.10.2004 14:23:08, Наталья Л
да, если не могут оба, но если один из них способен иметь «своих», то это вариант не лучший.
11.10.2004 14:26:57, Последний из могикан
понятие «свои» дети — оно для всех разное. Кто-то будет биться до упора и родит своего сам. Кто-то пойдет в детдом и найдет своего среди брошенных.
11.10.2004 14:30:03, Наталья Л
Зависит от общества. Если вы зайдете в конференцию «приемные дети», там будет больше вторых. В СЩА Западной Европе вторых тоже в разы больше, чем в России. И предрассудки насчет генов и своей крови зачастую полностью отсутсвуют. Но это собственно, уже совсем не по теме. По теме же — я принципиально выбора партнера на предмет того, насколько он добытчик и самец-производитель. Мне кажется такое отношение максимум у обезьян должно заканчиваться.
11.10.2004 14:38:23, Наталья Л
По повду Штатов и Европы не скажу ничего ибо не обладаю статистикой такой, но если и так, то не факт что правы они. Вы готовы отказаться от «своих» в пользу других при том, что в состоянии родить сама здорового ребенка?
11.10.2004 14:46:37, Последний из могикан
При современном уровне медицины «в состоянии родить» здорового ребенка — это довольно интересная категория. История знает случаи, когда женщины уже после климакса рожали, когда им было далеко за 50. А можно еще суррогатную мать найти, донора яйцеклетки или донора спермы. Так что где здесь граница, между свои и чужие, и в состоянии и не в состоянии?
11.10.2004 14:51:41, Наталья Л
потому что считают, что их ребенок уже родился. Без их помощи. Но я здесь не специалист, спросите в приемной. Я просто тоже считаю, что фишка может так лечь, что мой ребенок уже родился без моей помощи. И ничего необратимого и страшного я в этой мысли не вижу.
11.10.2004 15:12:48, Наталья Л
а если о болезни становится известно уже после брака, то нужно немедленно разводится?
11.10.2004 13:59:23, Танжер
Нет, просто не стоит заранее создавать самому себе проблемы, чтобы потом их героически преодолевать, если их можно также заранее избежать.
Хотя когда жизнь — борьба, это многим нравится:)
11.10.2004 14:01:35, Лангуста
Увы — но мы знакомы не пару недель и даже не пару месяцев — почти три года. Так что можно считать, что я уже «условно замужем» :))
Мы с ним уже выпали из категории «выбирающих» 🙂
11.10.2004 14:10:16, *******
Тогда думется надо «принять» его болезнь, раз за это время особых проьблем не было, то дай бог и обойдется, но я бы руку на пульсе держал, чтобы там чего не ухудшилось, лекарства пил нужные и тп, а то мы мужики такие пока совсем плохо не станет за помощью не обратимся, но это уже к врачам.
11.10.2004 14:23:55, Последний из могикан
А он вам раньше не говорил, что болен?
11.10.2004 14:13:29, Наталья Л
Нет, не говорил.
Мы не очень часто видимся, поэтому я даже с насморком его ни разу не заставала :).
А тут вдруг такое..
Никак эта болезнь не накладывается на его внешний облик..
11.10.2004 14:27:05, *******
меня бы напрягло то, что он мне ничего не сказал в начале отношений. Хотя это, наверное, тоже можно простить.
11.10.2004 14:31:06, Наталья Л
А Вы думаете, что он при первой же встрече скажет: «Дорогая, у меня эпилепсия, но, а в остальном я здоров»????
11.10.2004 14:40:45, Gulchatai
Зависит от человека, и от серьезности намерений.
11.10.2004 14:45:41, Наталья Л
О болезнях можно сказать только очень близкому человеку, ИМХО..
Не будет же он каждой об этом говорить…
11.10.2004 14:49:23, Gulchatai
ключевое слово — каждой. Я не знаю искходной ситуации автора, я описываю это так, как восприняла бы это я. Если он считает меня за «каждую», то вполне может и не говорить. И не только о болезни, а также о всех других особенностях его жизни, который коренным образом могут изменить жизнь. И при всплывании таких обстоятельств, именно утаенных, а не вновь возникших, я бы чувствовала себя свободной от моральных обязательств быть с ним вместе дальше.
11.10.2004 14:56:02, Наталья Л
На это можно и по-другому посмотреть. Например: человеку прежде пришлось очень солоно от того, что кто-то, узнав о его болезни, его бросил, а потому сказать о неи он просто боялся, чтобы не повторить тот же опыт. Нечто вроде «стертои двоики» из темы наверху, только во взрослом варианте. Долго дозревал до того уровня доверия, при котором мог бы рискнуть сказать. Дозрел, сказал. Получил очередную порцию того же…
11.10.2004 16:56:21, anon
Обман он как-то редко «хорошие» последствия предполагает. Особенно когда два равных человека общаются.
11.10.2004 21:03:08, Наталья Л
Обманом в этом случае было бы, IMHO, «да» в ответ на вопрос — ты здоров? Такого там вроде бы не было.
IMHO, дело не в равности, а в степени близости. Некоторую информацию о себе можно доверить только очень близким. Такими близкими для многих люди становятся очень постепенно. А иногда становится ясно, что на следующую степень близости человек не тянет.
11.10.2004 22:22:42, anon
[пусто]
11.10.2004 21:43:22
обман в том, что человек знал, что этот факт может повлиять на мое решение, но предпочел его скрыть.
11.10.2004 22:17:07, Наталья Л
Так ведь вроде, когда решение понадобилось, он об этом сказал, и сам?
11.10.2004 22:43:40, anon
что считать моментом, когда решение понадобилось? Я просто так ради развлечения интимных отношений для себя не приемлю. Если бы это был мой случай, точкой отсчета было бы именно начало интимных отношений. Ибо, если уж до них дошло, то человек этот мне более чем просто близкий. Я говорю только за себя. Про ситуацию автора не знаю.
11.10.2004 23:01:24, Наталья Л
У всех эти точки разные. Из сообщении автора мне представляется, что для этого человека такая точка — совместное проживание, что не лишено смысла. Для меня лично такои точкои был разговор о возможнои семье. Просто заинтересованным молодым людям было бы довольно странно начать рассказывать о своих болячках и возможных проблемах с заведением детеи.
Впрочем, у меня довольно старомодныи подход к интимным отношениям.
11.10.2004 23:39:45, anon
для меня речь идет о том, быть с человеком, которого любишь или нет. если искать в отношениях только удобного и ненапряжного быта, тогда конечно. если человек заболевает потом, то это тоже создаст проблемы- что может быть проще развернуться и идти искать себе нового содержателя . возлюбленный должен быть абсолютно здоров и силен, как бык- тогда жизнь принцессы будет легкой и беззаботной.
11.10.2004 14:06:55, Танжер
Так каждый по-своему развлекается:) Кто-то заранее известные пробелемы преодолевать любит — их дело:)
11.10.2004 14:09:45, Лангуста
Мда, хорошего мало.
11.10.2004 13:20:23, Последний из могикан
Почему?
Вопрос, как Вы понимаете, не праздный.
Вы ЛИЧНО наблюдали таких больных?
Меня сейчас больше интересуют конкретные случаи и конкретные люди, чем просто информация из медицинского справочника.
11.10.2004 13:53:21, *******
От этого никто не застрахован. Цезарь, насколько я знаю, тоже был болен эпилепсией. Я читала некоторые статьи на тему, что в некоторых случаях ее лечат хирургическим путем.
11.10.2004 13:19:55, Наталья Л
Если лечить, то не страшно.
11.10.2004 13:18:04, starka
Сталкивались. А вам страшно — почему? Вы чего-то конкретно боитесь или просто слово незн