Может ли работать учителем с эпилепсией

Может ли работать учителем с эпилепсией thumbnail

Эпилепсия – хроническое неинфекционное заболевание головного мозга с характерными повторяющимися приступами. Приступы возникают в результате избыточных электрических разрядов в группе клеток мозга. В зависимости от того, какая часть мозга затронута, приступы проявляются по-разному.

Эпилепсия: признаки, причины. Где нельзя работать с эпилепсией?Фото — фотобанк Лори

Как выглядят приступы при эпилепсии?

Приступы при эпилепсии могут иметь форму кратковременных провалов в памяти, непроизвольных судорог в какой-либо части тела (парциальные судороги) или продолжительных конвульсий всего тела (генерализованные судороги). Иногда  припадки сопровождаются потерей сознания и утратой контроля над функциями кишечника или мочевого пузыря.

Приступ эпилепсии может проходить и без судорог, а проявляться галлюцинациями. Например, человеку внезапно кажется, что его тело меняет очертания, или он начинает слышать музыку. У некоторых больных приступы имеют форму всего лишь кратковременной задумчивости и могут оставаться совершенно незаметными для окружающих.

Как часто бывают припадки при эпилепсии?

При разных формах эпилепсии приступы происходят с разной частотой: у одних больных они случаются менее одного раза в год, у других – до нескольких раз в день.

Признаки приближения эпилептического припадка

Характерные признаки приступов изменчивы и зависят от того, в каком участке мозга начинается нарушение, и насколько оно обширное. У некоторых людей припадкам предшествуют определенные симптомы, так называемая эпилептическая аура: потеря ориентации или сознания, нарушения зрения, слуха и вкуса, настроения или других когнитивных функций. У других пациентов припадки могут наступать внезапно, без ауры и каких-либо предвестников.

Произошли судороги – это эпилепсия?

Один единственный припадок ещё не означает эпилепсии. Об эпилепсии говорят в случае как минимум двух неспроспровоцированных судорожных припадков. Для диагностики врач назначает электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и компьютерную или магнитно-резонансную томографию (КТ или МРТ).

Причины эпилепсии

Эпилепсией нельзя «заразиться», это не инфекционное заболевание, хотя иногда она начинается после перенесенных инфекционных заболеваний нервной системы. Причины эпилепсии бывают структурными, генетическими, инфекционными, метаболическими, иммунными. Очень часто причины эпилепсии так и остаются невыясненными.

Причинами эпилепсии могут стать:

  • повреждение мозга в предродовой или перинатальный период (гипоксия или родовая травма, низкая масса тела при рождении);
  • врожденные отклонения от нормы или генетические состояния при наличии пороков развития головного мозга, которые обусловлены этими факторами;
  • травма головы;
  • инсульт, в результате которого в мозг не поступает достаточно кислорода;
  • инфекция мозга, например менингит, энцефалит, нейроцистицеркоз;
  • некоторые генетические синдромы;
  • опухоль мозга.

В каком возрасте начинается эпилепсия?

Эпилепсия может начаться у любого из нас в любом возрасте. Наиболее частое время дебюта – детство или возраст старше 50 лет.

Эпилепсия неизлечима?

Эпилепсию нельзя полностью излечить, но ее можно контролировать. По словам профессора Павла Власова, члена Европейской Академии Эпилепсии, 78% людей с эпилепсией могут работать, иметь семью, заниматься спортом и жить обычной жизнью, при условии соблюдения трёх простых правил:

  • Принимать назначенные врачом препараты
  • Высыпаться
  • Отказаться от алкоголя

Как рассказал Павел Власов, порой эпилепсия «проходит». Если у пациента с эпилепсией в течение двух лет отсутствуют приступы заболевания, врачи могут рассмотреть вопрос о прекращении приема противосудорожных препаратов. Тогда говорят об эпилепсии в ремиссии или даже в анамнезе, и человек ничем не отличается от окружающих.

Иногда терапия у больного пожизненная. Важно правильно подобрать препараты, чтобы они не вызывали нежелательных побочных эффектов.

Насколько распространена эпилепсия?

По данным ВОЗ, эпилепсией страдает порядка 50 миллионов человек во всем мире, причём 80% приходится на страны с низким и средним уровнем доходов. В основном это связано с распространённостью инфекционных заболеваний мозга (энцефалита, менингита, нейроцистицеркоза) и недоступностью эффективного лечения. Между тем, существуют дешевые препараты для ежедневного приема, стоимость лечения которыми не превышает 5 евро в год.

Отношение к эпилепсии в обществе

Эпилепсия является одним из старейших известных заболеваний: сохранились письменные свидетельства о ней, относящиеся к 4000 до н.э. На протяжении столетий эпилепсия была окружена страхом, непониманием, дискриминацией и социальной стигматизацией. Во многих странах такая дискриминация больных эпилепсией продолжается по сей день:

  • В Китае и Индии эпилепсия часто считается причиной для запрещения или аннулирования браков.
  • В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии закон, разрешающий отмену брака по причине эпилепсии, был отменен лишь в 1971 году.
  • В Соединенных Штатах Америки до 1970-х годов людям с эпилептическими припадками можно было на законных основаниях отказать в доступе в рестораны, театры, увеселительные центры и другие общественные здания.

Эпилепсия у детей

По словам Марины Дорофеевой, невролога-эпилептолога НИИ Педиатрии им. Пирогова, тяжелее всего протекает эпилепсия, являющаяся следствием родовых травм. Если диагноз ставится на первом-втором году жизни, этих детей, скорее всего, ждёт задержка развития. Всем детям необходимо социализироваться, а детей с эпилепсией чаще всего не берут в детские сады и школы, в том числе специализированные. В результате ломается вся жизнь семьи: мама вынуждена не работать и оставаться дома с ребёнком, папа часто не выдерживает напряжения и уходит из семьи. Качество жизни семьи резко падает.

На самом деле большинству людей с эпилепсией доступна нормальная жизнь, нужно лишь регулярно принимать противосудорожные препараты. Можно заниматься большинством профессий, разными видами спорта, вплоть до сноубординга и дайвинга, лишь бы рядом был надежный друг. Запрещены только контактная борьба и альпинизм.

Главное – чтобы люди не придумывали себе границ, которых на самом деле не существует. Но, к сожалению, около трети пациентов с эпилепсией страдают депрессией в разной степени, и в этом в значительной мере вина общества, которое полно стереотипов в отношении их диагноза.

Где нельзя работать людям с эпилепсией?

В российском законодательстве определены виды деятельности, которыми запрещено заниматься людям с эпилепсией: работа на высоте, рядом с огнём или водой, работа с опасными приборами и механизмами. Нельзя стать летчиком, хирургом, парикмахером, водителем, нельзя прыгать с парашютом. Словом, работать во всех тех сферах, где в случае приступа человек может быть опасен не только для себя, но и для других. Этот список закреплён Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 и Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302.

Существует также запрет принимать людей с эпилепсией на государственную службу.

Эти запреты не учитывают степень тяжести заболевания и текущее состояние человека с эпилепсией. Человек, у которого эпилепсия в ремиссии и нет припадков на протяжении многих лет, вполне мог бы выполнять многие виды офисной работы, эффективно реализовываться в профессии, в том числе и на государственной службе.

Но на практике люди с эпилепсией очень часто сталкиваются с отказом в приеме на работу, причем не только там, где существует прямой запрет. Стоит потенциальному работодателю услышать о диагнозе кандидата, как находится благовидный предлог ему отказать.

Стигматизация эпилепсии в обществе, низкая осведомленность работодателей приводит к тому, что людям приходится при приеме на работу скрывать свой диагноз. А между тем, коллегам лучше знать о болезни, чтобы в случае приступа не испугаться, а оказать человеку помощь.

Профессор Павел Власов рассказал историю одного из своих пациентов, который был уволен с таможни, несмотря на то, что он работал за компьютером и имел разрешение врачей на такую деятельность. Он пытался добиться справедливости в суде, но суд отказал на основании запрета людям с эпилепсией работать на государственной службе.

Значительно более позитивную историю рассказала сотрудница рекрутинговой компании Алина Прибыльнова, у которой обнаружили эпилепсию в девятилетнем возрасте. Ей удалось попасть на работу в компанию, где к ее заболеванию относятся с пониманием и не считают его препятствием к профессиональной деятельности. Но не с первой попытки – первый опыт был неудачным.

Как и большинство людей с эпилепсией, она умолчала о своём диагнозе во время интервью, и все обнаружилось лишь когда у неё случился приступ в офисе.  На следующий день начальник попросил ее написать заявление об уходе по собственному желанию, объяснив, что такие приступы портят имидж компании, ведь клиенты могут стать их свидетелями.

На другом месте работы Алина тоже не сообщала о своём заболевании, но когда произошёл приступ, ее коллега и подруга уже была в курсе и знала, что делать. Начальство не стало просить Алину уволиться – отчасти потому, что ценило ее профессиональные качества, но в основном потому, что в этой международной компании более строгое отношение к соблюдению прав человека.

По словам Анастасии Ковалевой, начальницы Алины, больным эпилепсией нужно лишь чуть больше внимания. Алине выделили рабочее место ближе к окну, где больше свежего воздуха. Начальница научилась замечать признаки ауры и при необходимости чуть раньше отпускать Алину с работы. «Я знаю, что на другой день, когда она будет хорошо себя чувствовать, она все наверстает сторицей», — говорит Анастасия Ковалёва. По ее словам, в лице Алины компания имеет отличного профессионала с высокими показателями эффективности.

Кому-то может показаться, что это слишком сложно: создавать сотруднику с эпилепсией особые условия, заботиться о нем. Но ведь любого у сотрудника может обостриться хроническое заболевание, от радикулита до цистита, или просто разболеться голова, и тогда его придётся раньше отпустить домой. Мы совершенно спокойно воспринимаем такие вещи, но почему-то отказываем в понимании людям с эпилепсией.

Может быть, пора менять стереотипы и понять, что каждый имеет право на заботу и внимание? Начать оценивать сотрудников по их профессиональным качествам, а не имеющимся у них заболеваниям?

Что важно знать работодателю об эпилепсии

Если у подходящего вашей компании сотрудника есть эпилепсия, узнайте какой тип заболевания имеет сотрудник. Случаются ли с ним судорожные приступы и как часто это происходит. Чувствует ли человек приближение приступов? Как внешне выглядит приступ у сотрудника? Как быстро человек может вернуться к работе после приступа? Чем обычно бывают вызваны приступы? Принимает ли человек лекарства, контролирующее приступы?

Что важно знать соискателю с эпилепсией

Если вы только ищете первую работу, при анализе вакансий, обращайте внимание на требуемые квалификации и сопоставляйте их со своими навыками. Кроме того, некоторые свои вакансии, подходящие для людей с ограниченными возможностями, компании отмечают специальными знаками, что упрощает поиск работы. Если вы имеете инвалидность, обращайте внимание на эти специальные знаки на ресурсах по поиску работы. В первый рабочий день обратите внимание на безопасность вокруг. Если вы имеете чувствительность к свету, постарайтесь убрать из поля видения раздражающие сигналы. Если ваши приступы провоцируются стрессом, постарайтесь снизить уровень стресса. В некоторых компаниях выделяют специальные помещения для отдыха, в которых можно отдохнуть и восстановиться. Если ваш офис находится не на первом этаже, старайтесь регулярно пользоваться лифтом. Расскажите коллегам, что у вас эпилепсия и покажите, как правильно нужно оказывать первую помощь при приступе.

Источник

Эпилепсия нуждается в понимании. «Мы все плаваем в одном море, но в одном и том же косяке каждая рыба имеет свои индивидуальные особенности». Отдельная роль в том, чтобы ребёнок с эпилепсией рос максимально комфортно и благополучно, принадлежит воспитателям и учителям.

Болезнь – не приговор

Эпилепсия – заболевание, при котором окружение больного человека имеет для него чрезвычайно-важное значение. Именно от тех, кто рядом, зависит, как он ощущает себя в этом мире: чувствует ли себя полноценным членом общества или наоборот – комплексует, считая себя «каким-то не таким».

Особенно же отношение окружающих значимо для болеющего эпилепсией ребёнка. С какими представлениями о себе и с каким восприятием своей болезни он вырастет, во многом зависит от взрослых, на глазах которых ему довелось знакомиться с жизнью и искать в ней своё место.

О чем следует помнить, если в Вашей группе (классе) оказался ребёнок с эпилепсией?

  • Во-первых, педагогам нужно разобраться, что же это за такое заболевание – эпилепсия (см. нашу статью «Коротко об эпилепсии»).
  • Во-вторых, не нужно пугаться. Если ребёнок посещает Ваше учреждение – значит, ему это не противопоказано. Нужно иметь в виду, что лечащий врач (невролог-эпилептолог) предварительно определяет возможность и длительность пребывания ребенка в группе (классе) на основе комплексного обследования и с учетом формы эпилепсии, типа и тяжести эпилептических приступов.
  • Наконец, необходимо настроить на доверительную беседу с Вами родителей ребёнка, страдающего эпилепсией.

Например, при широко распространенной среди детей дошкольного возраста детской абсансной эпилепсии интеллект и психомоторное развитие ребенка не страдают, а при адекватном лечении удается достичь полной ремиссии заболевания и даже излечения. При ряде форм деткой эпилепсии, например при роландической эпилепсии, приступы редкие и носят преимущественно ночной характер. Роландическая эпилепсия также успешно лечится под наблюдением детского невролога-эпилептолога, а интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка при ней соответствуют его полу и возрасту. Дети с такими формами эпилепсии, как правило, не нуждаются в каких-либо ограничениях в плане посещения детского учреждения.

При задержке психомоторного развития, которое наблюдается при некоторых формах симптоматической или предположительно симптоматической (так называемой криптогенной) эпилепсии, лечащий врач определяет для больного ребенка тип специализированного дошкольного (школьного) учреждения и размер оптимальных учебных и физических нагрузок.

Следует помнить, что умственная деятельность и развитие мелкой моторики пальцев кистей у ребенка, страдающего эпилепсией, способствуют более мягкому течению заболевания и повышают успех от медикаментозной терапии. Это обусловлено тем, что кора лобной доли больших полушарий головного мозга, где расположены корковые центры абстрактного мышления, конструирования и т.д., а также двигательный анализатор, относится к противоэпилептической системе и при достаточной активности способна осуществлять обратный тормозной контроль эпилептических разрядов, исходящих из других отделов головного мозга.

О чем должны знать педагоги, если в классе (группе) обучается ребенок, страдающий эпилепсией?

  • Как часто и какие у этого ребёнка бывают эпилептические приступы?
  • Как в случае приступа правильно оказать ребёнку первую помощь?
  • В каком режиме ребёнок принимает противоэпилептические препараты (чтобы контролировать приём лекарств в то время, когда он находится в Вашем ведении)?
  • Как в случае необходимости можно связаться с родителями больного ребёнка?

При посещении ребёнком детского сада желательно, чтобы педагоги дошкольного учреждения участвовали в ведении дневника приступов (‘Дневник наблюдения за симптомами’).

Стоит отметить, что правила оказания первой помощи в случае развития эпилептического приступа должен знать любой педагог, поскольку эпилептический приступ может случиться у ребенка, посещающего Вашу группу (класс), не только на фоне текущего заболевания, но и впервые.

Что делать, если приступ случился во время пребывания ребенка в учебном заведении?

Если эпилептический приступ произошёл на глазах у других детей, то не следует акцентировать их внимание на этой ситуации. Нужно постараться максимально облегчить смущение больного ребёнка (особенно в случае непроизвольного мочеиспускания).

Детям следует разъяснить следующие правила их поведения при возникновении приступа у товарища по игре (друга, брата, сестры и т.д.) в отсутствии взрослых (на улице, на игровых площадках, в детских развлекательных учреждениях):

  • Не надо пугаться и кричать.
  • Не надо ничего вставлять между зубами ребенку, находящемуся в приступе.
  • Надо срочно позвонить по сотовому телефону его маме или папе (если ребенок носит на запястье специальный браслет с телефоном экстренной связи с родителями или лечащим врачом), либо позвонить по номеру неотложной помощи в экстремальных ситуациях – 112, либо же позвать взрослых.
  • Если детей двое и у одного из них случился приступ, то нельзя оставлять больного ребенка одного. Если детей трое и больше, то один из них (тот, кто постарше) обязательно должен остаться рядом с больным ребенком и обезопасить его от травмирования окружающими предметами. Другие дети могут пойти за помощью взрослых.
  • Важно соблюдать описанную последовательность действий.

За рубежом, например, рекомендуется обсуждать с детьми правила их поведения при развитии эпилептического приступа и закреплять полученные знания с помощью рисунков.

На приведенном рисунке (сделанном здоровым ребенком, посещающим дошкольное учреждение), показано одно из правил оказания помощи больному ребенку в случае развития тонико-клонического приступа: девочка со светлыми волосами намерена вставить ложку между зубами мальчика в приступе, а темноволосая девочка поправляет ее и объясняет, что этого делать нельзя.

В странах Западной Европы и США дети с риском развития эпилептических приступов носят специальные бpаслеты (таги), в которых хранятся краткие данные о характере их заболевания, правила оказания неотложной помощи и номера телефонов, по которым нужно связаться с родителями (опекунами) ребенка или с лечащим врачом..

Может ли работать учителем с эпилепсией

Ребенок также может носить с собой кpупную плотную каpточку с данными о себе, принимаемых препаратах и с контактными телефонами родителей (опекунов) или врачей.

Может ли работать учителем с эпилепсией

На оборотной стороне такой карты можно прочитать типичную инструкцию по оказанию помощи при эпилептическом приступе.

«Я такой же, как все…»

Эпилепсией страдали многие великие люди: Ю. Цезарь, Сократ, Ф.М. Достоевский, А. Нобель, В. Ван Гог, Жанна д Арк, Г. Флобер, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Св. Павел …

Для ребёнка, болеющего эпилепсией, важно, чтобы его не считали в чём-то ограниченным. Эпилептические приступы для большинства детей – лишь временные эпизоды в нормальной в остальное время жизни.

  • Не нужно напоминать ребёнку о болезни.
  • Не нужно обсуждать факт болезни с кем-то при больном ребёнке.
  • Не нужно чрезмерной опеки и излишних ограничений.

Больной эпилепсией ребёнок может и должен участвовать в спортивных и массовых мероприятиях в меру своих способностей (по согласованию с лечащим врачом). Адекватно подобранная физическая активность и активное общение со сверстниками и педагогами не могут отрицательно сказаться на течении заболевания.

Очень важно

Процент детей с эпилепсией, подлежащих дисквалификации, исключительно мал. Крупные социальные проблемы, которые имеют эти дети в связи с тем, что их окружение не принимает их, причиняют им гораздо больше горя, нежели приступы как таковые.

И всегда помните…

  • …Больной эпилепсией ребёнок, в целом, не отличается от других детей. Он такой же умный, красивый, интересный и нужный. Он такой же хороший. Он такой же молодец, как и все ребятишки.
  • А то, что у него время от времени случаются приступы – это всего лишь одна из его индивидуальных особенностей, которую нужно просто понять и принять. Эта особенность ни в коем случае не делает его хуже или в чём-то ограниченнее других детей. Ему просто нужно чуть-чуть больше внимания и заботы. Только и всего. А так – он такой же, как все.

Это то, в чём Вы должны убедить себя, своих коллег, друзей больного ребёнка и, конечно, самого маленького человечка, на долю которого выпало такое страдание.

Знайте, что в Ваших силах внести значимый вклад в то,
чтобы ребёнок, больной эпилепсией, не вырос отстранённым от жизни.

Терпения Вам и удачи!

Авторы:
Н.А. Шнайдер, д.м.н., проф., руководитель Неврологического центра эпилептологии, нейрогенетики и исследования мозга Университетской клиники КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Е.Ю. Астафьева, экс-редактор ТВ-программы «Пилюля»

©Авторские права защищены. При использовании материала ссылки на авторов, сайт Университетской клиники и КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого обязательны.

Источник