Сон раскольникова о язве анализ

Сон раскольникова о язве анализ thumbnail

     Все мы помним, может быть не в подробностях, и даже те, кто не читал,  что Раскольников — это  молодой человек, который  убил старушку, чтобы  ответить самому себе на  вопрос: «Тварь я дрожащая, или право  имею». Более осведомленные знают, что  в итоге Раскольников старушку-то убил, но совесть его мучила, и хоть он  и признал, что тварь дрожащая,  внутренне  согласиться  с этим так и не смог.

    Поскольку «Преступление и наказание» — одно из любимых  моих произведений,  читала я его  неоднократно, но  финал истории  осознала  отнюдь не сразу, потому что он содержится всего в нескольких строчках. Иногда  мне кажется, что вся книга была написана Достоевским именно  ради этой,  последней страницы,  что именно она  и составляет сюжет — а все остальное — лишь затянутый пролог.
А приводится на  ней сон  покаявшегося, но не раскаявшегося Раскольникова, который иногда называют:

     Вот она  с сокращениями:
«Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то… невиданной моровой язве…. Появились какие-то новые … существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. … Никогда, никогда люди не считали себя

так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса».

Поворот

     Этот сон  и стал  тем поворотом для Раскольникова,  который  открыл для него  возможность жить. Вместо истины перед ним появилась Соня, как живой человек, с ее заблуждениями и ошибками,  с верными и неверными убеждениями, праведница и грешница. И важным стало то,  что она была рядом,  что отодвинув свои «хочу», «могу», «должна»  и  собственные убеждения, она пошла за Раскольниковым на каторгу, потому что нужна была ему, чувствовала  свою ответственность  за него,  за его  покаяние, за расплату, понимая, что (может быть и не на прямую) подтолкнула  его ко всему этому.
Вместо сложной собственной истины  перед Раскольниковым предстал  простой человеческий поступок, совершенный для него. Не эгоистичный, не корыстный,  поступок для другого в ущерб собственным интересам. Поступок для чужого человека, не для отца, брата или ребенка, а для практически постороннего, без обязательств взаимности,  только ради того, чтобы он не остался в одиночестве, чтобы ему было легче.

Истина или гармония

     В этот поворотный момент Раскольникову стало понятно, что истин и научных выводов, оправдывающих  вражду, разногласия и эгоизм можно придумать миллионы, у каждого  они будут свои, и все они будут только разделять. Но можно  сделать что-то нужное, без теорий, объяснений и оправданий,  просто потому,  что так кому-то станет легче. Подвинуться в чем-то своем, для того, что нужно ближнему.  И завести, таким образом, верного друга. Именно  поэтому, обновленный Раскольников, держа в руках нераскрытую Библию, принесенную Соней,  думает: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…». И то, что книга осталась не раскрытой — очень важно. Раскольников  принимает веру Сони,  не потому, что она кажется ему правильной или  полезной, или истинной. Без рассуждений,  не раскрывая  и не оценивая детали, а только  потому, что так Соне будет  легче и приятнее.
Истины, правила, должное, нормы, оценки и т.п. — они в наше время  только разделяют людей — заставляют отворачиваться и шагать друг ОТ друга. А шагом навстречу является поступок для другого. Читать дальше
Другие психологические ловушки

Источник

В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.

Тема сна

Описание
сна Раскольникова

Глава
в романе

Сон о лошади

Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает Раскольникову о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу:

«…Страшный
сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…»

«…в
большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская
клячонка…»

«…Он
проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в
ужасе…»

Сон отражает двойственность натуры
Раскольникова (как и любого человека). Во сне Раскольников испытывает жалось к
лошадке, к животному. Но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не
испытывает.

Часть 1, Глава V

Сон об Африке

Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В
этом сне Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни,
золотой песок.

«…Ему
все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось
ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…”

Этот сон представляет собой полный контраст реальной жизни Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой.

Часть 1, Глава VI

Сон об Илье Петровиче и хозяйке

После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о полицейском Илье Петровиче,
который бьет хозяйку квартиры, в которой живет главный герой.

Во
сне Раскольников чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать:

«…Вдруг
Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи
Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…»

«…Но,
стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из
того же… из-за вчерашнего…»

«…Страх,
как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»

В этом сне воплощается страх Раскольникова за то,
что его разоблачат и арестуют. В то же время во сне Раскольников
не предпринимает ничего, чтобы сбежать, закрыться, не сдаться полиции.

Часть 2, Глава II

Сон о смеющейся старухе

Перед
приходом Свидригайлова к Раскольникову главный герой видит бредовый сон о покойной старухе-процентщице. Во
сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. 

В квартире старухи в углу гостиной Раскольников видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется.
Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не удается и смех старухи только усиливается:

«…старушонка
сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех
сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»

Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит людей – на лестнице, в
помещениях и т.д.:

«…все
смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги
не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»

В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора,
которые мучают его в реальности. 

Часть 3,

Глава VI

Сон о конце света

Это –
последний сон Раскольникова, который снится герою уже
на каторге. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном
бреду он несколько раз видит, судя по всему, повторяющийся сон о конце света:

«…Он
пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он
припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в
болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и
невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были
погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных…»

Этот последний сон снится Раскольникову в Сибири на каторге. Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон Раскольникова – символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней
работе героя.

Эпилог

Источник

В произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» отразилась не только эпоха: в нем автор поднимает глобальные вопросы о нравственности и морали, о законах человеческой жизни, о добре и зле. Преступление Раскольникова тем страшнее, что герой сомневается в том, нужно ли ему раскаиваться и уверен в правильности своего поступка даже уходя по этапу. Именно сон Раскольникова на каторге опровергает его страшную теорию.

Содержание сна

Во сне герой видит, как люди уничтожают друг друга. Сами не осознавая причин, люди становятся сумасшедшими, бредят, убивают друг друга. Даже объединяясь в страхе и договариваясь о верности и помощи друг другу, они тут же меняют решение. Заражаясь бессмысленной злобой, они считают себя умными, непоколебимы в своей уверенности и жестокости. Лишь несколько избранных человек могли спастись сами и спасти других. Это люди чистые, светлые. Они не способны на злобу и преступления. Именно они должны возродить мир и спасти человечество.

Символичное значение

Не случайно автор размещает последний сон Раскольникова в эпилоге. Пройдя через все страдания, через множество размышлений и страхов, до сих пор будучи уверенным в своей правоте, именно во сне Раскольников постигает разоблачение своей жуткой теории. Глубокий символизм сна в том, что «трихины» являются страшной опасностью для всего человечества. Они способны привести к утрате всех норм человеческой жизни, всех моральных и нравственных качеств человека. Распространение жестокости приведет к трагедии глобального масштаба. Сон на каторге полностью противопоставляется теории Раскольникова. Если раньше он был уверен, что избранные имеют право на преступления, то теперь он осознает, что гораздо важнее нести свет, очищать землю от преступлений и злобы. Это помогает герою избавиться от «трихинов» в своей душе. Герой, благодаря состраданию, воскресает для новой жизни.

Шанс на спасение

Именно третий сон Раскольникова становится итогом всех его мук. Истинное наказание – в настоящем раскаянии, в муках, которые человек испытывает после преступления. У всех есть шанс на спасение. Герой не обделен положительными качествами изначально. Он способен сострадать и сопереживать, он готов отдать последнее. В поисках ответа, он обвиняет в этом Сонечку Мармеладову, но именно это качество помогает Раскольникову спастись и встать на путь истинный. Только поняв разрушающую силу эгоизма, ненависти и преступлений, герой способен переродиться. Через страдание и сострадание, которое он находит в Соне Мармеладовой, Родион понимает ценности, которые действительно могут спасти человека от страшных грехов и помыслов.

В романе «Преступление и наказание» автором поднимаются глобальные вопросы о человеческой сущности, о нравственности, о разделении добра и зла в человеке. Сон на каторге является итогом мук Раскольникова и началом его новой жизни.

Статья поможет написать грамотное и вдумчивое сочинение на тему «Сон Раскольникова на каторге».

Предыдущая

СочиненияМотив убийства Раскольникова в “Преступлении и наказании”

Следующая

СочиненияМать Раскольникова – характеристика Пульхерии Александровны

Источник

Анализ эпизода: Сон Раскольникова.

Описание сна, привидевшегося Родиону Романовичу Раскольникову в вечер накануне

убийства старухи процентщицы (в V главе I части романа), является одним из

ключевых моментов сюжета “Преступления и наказания”.

На первый взгляд этот уход в бессознательное на время вырывает главного героя из

рамок окружающей действительности, в которой начинает развиваться придуманный им

страшный план, и даёт бедному студенту небольшую передышку от той болезненной

лихорадки, в которую он загнал себя своей сумасбродной теорией. Поначалу нам

кажется, что, очутившись в непривычной для себя обстановке Островов, в окружении

зелени, свежести и цветов вместо обычных городской пыли, извёстки и “теснящих и

давящих домов” (вспомним попутно размышления героя о необходимости построения

фонтанов), Родион Романович и вправду чудесным образом избавляется “от этих чар,

от колдовства, обаяния, от наваждения” и погружается в мир своего детства. Что

перед нами открывается душевный мир семилетнего маленького Роди, который

испытывает “неприятнейшее впечатление и даже страх”, лишь только проходя с отцом

мимо городского кабака, и “весь дрожит” от одних доносящихся из него звуков и

вида “шляющихся кругом” “пьяных и страшных рож”. Когда герой с душевной теплотой

вспоминает бедную маленькую городскую церковь “с зелёным куполом и старинные в

ней образа”, и “старого священника с дрожащею головой”, и своё собственное

невероятно трогательное благоговение перед “маленькой могилкой меньшого братца,

умершего шести месяцев, которого он совсем не знал и не мог помнить”, нам

кажется, что из-под всего наносного, рождённого жизненными обстоятельствами в

нынешнем Раскольникове, нищем студенте и обитателе трущоб, воскресает душа

ребёнка, не способного не только убить человека, но и спокойно смотреть на

убийство лошади. Таким образом, весь смысл эпизода на первый взгляд заключается

в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, пробудившись, даже

обращается с молитвой к Богу: “Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от

этой проклятой… мечты моей!” Однако буквально через сутки Раскольников

всё-таки приведёт в исполнение свой страшный замысел, а Достоевский почему-то не

даёт читателю забыть об этом первом сне своего персонажа практически до самого

конца романа: как круги, расходящиеся по воде от брошенного камня, или отголоски

произнесённой вслух фразы, по всему тексту “Преступления и наказания” разбросаны

мельчайшие образы, вновь и вновь возвращающие его к содержанию сна. То, спрятав

под камень украденные у старухи драгоценности, Раскольников возвращается домой

“дрожа, как загнанная лошадь”, и ему мерещится, что помощник квартального

надзирателя Илья Петрович бьёт на лестнице его квартирную хозяйку. То с криком:

“Уездили клячу!” — умирает измученная Катерина Ивановна Мармеладова. То вдруг

чудесным образом материализуется приснившийся главному герою Миколка,

оказавшийся, правда, не дюжим мужиком с красной мордой и “толстой такой шеей”, а

скромным красильщиком. Зато появляется он заодно с неким кабатчиком Душкиным,

который, по словам Разумихина, “бабушкин сон рассказывает” и при этом “врёт, как

лошадь” (сравнение сколь неожиданное, столь и нарочитое). Все эти мимолётные

указания звучат как назойливая нота, однако же не раскрывают глубокой символики

загадочного сна.

Вернёмся вновь к тем обстоятельствам, в которых это сновидение возникает в

воспалённом мозгу Раскольникова. Пытаясь избавиться от навязчивой идеи, герой

стремится уйти как можно дальше от дома: “Домой идти ему стало вдруг ужасно

противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало всё это вот уже

более месяца, и он пошёл куда глаза глядят”. Блуждая таким образом, Родион

Романович попадает в отдалённую часть Петербурга. “Зелень и свежесть, — пишет

Достоевский, — понравились сначала его усталым глазам… Тут не было ни духоты,

ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в

болезненные и раздражающие”.

Увы, смертельная обида на весь мир слишком глубоко засела в сознании гордого

Раскольникова, и её не выбить оттуда простой переменой обстановки. Да и только

ли во внешней обстановке заключается всё дело? Уж слишком сложный человек

Раскольников, чтобы его, без добровольного на то согласия, просто-напросто

“заела среда”. До этого сам Родион Романович начинает доискиваться уже много

позже, разговаривая с Соней в пятой части романа: “Работает же Разумихин! Да я

озлился и не захотел. Я тогда, как паук, к себе в угол забился. О, как ненавидел

я эту конуру! А всё-таки выходить из неё не хотел. Нарочно не хотел!” Очевидно,

что ужасная теория о разделении людей на “дрожащих тварей” и “имеющих право”

скрывается всё же не в петербургских трущобах, хоть и немало ей

поспособствовавших, а в сознании самого героя, и поэтому ожидаемого просветления

во время прогулки по зелёным Островам на самом деле не происходит. Все действия

героя здесь отличаются бессмысленным автоматизмом: “…раз он остановился и

пересчитал свои деньги… но вскоре забыл, для чего и деньги вытащил из

кармана”, — а впечатления от увиденного словно не доходят до его сознания, не

оставляют в нём чёткого цельного образа: “особенно занимали его цветы; он на них

всего дольше смотрел”; “встречались ему тоже пышные коляски, наездники и

наездницы; он провожал их с любопытством глазами и забывал о них прежде, чем они

скрывались из глаз”.

Настоящего просветления не происходит и после пробуждения героя — автор

отмечает, что у Раскольникова было “смутно и темно на душе”. Небольшое же

облегчение и весьма кратковременное, как окажется после, умиротворение,

наступившее в его душе, связано скорее с принятием окончательного, как ему

думалось, решения относительно его теории. Но что это было за решение?

“Пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчётах, будь это всё, что решено

в этот месяц, ясно, как день, справедливо, как арифметика. Господи! Ведь я всё

равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!”. Итак,очевидно, что речь

здесь идёт не о раскаянии, но лишь о том, сможет ли смелый

теоретик собственноручно привести в исполнение свой замысел. Сон играет с

Раскольниковым злую шутку, словно предоставив ему возможность совершить пробу

пробы, после чего герой, в состоянии всё того же автоматизма, и в самом деле

отправляется к старухе процентщице — для второй попытки.

Не случайно сам автор называет видение своего героя “страшным”, “болезненным”,

“чудовищной картиной”. При всей своей кажущейся обыденности этот первый в романе

сон на самом деле даже более фантастичен, нежели другой, посетивший

Раскольникова в финале третьей части, в котором чёрт снова приводит его в

квартиру Алёны Ивановны и из которого словно бы входит в повествование

Свидригайлов. Увиденное Раскольниковым, без сомнения, относится к тем “странным

и разным” снам, о которых он не решается рассказать даже Соне. Дело в том, что

перед нами отнюдь не воспоминание о детстве героя.

Недаром его описание предваряется довольно неожиданным авторским рассуждением о

том, что “в болезненном состоянии сны отличаются часто чрезвычайным сходством с

действительностью”, а следующее далее утверждение, что столь “вероятную

обстановку” “не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же

художник, как Пушкин или Тургенев”, вряд ли относится к ужасной, но бытовой

картине убийства лошади. Скорее всего, автор здесь в свойственной ему

ненавязчивой манере предупреждает читателя о том, что при всей своей

правдоподобности “страшный сон” Раскольникова не так прост.

Картина, представившаяся герою, поначалу старательно “маскируется” под обыденную

и реальную: “…время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же,

как уцелела в его памяти”. Обманность и фантасмагоричность сновидения выражаются

здесь лишь в том, что оно правдивее реальности: “…даже в памяти его она

(местность. — Д.М.) гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во

сне”. Настроив героя (и читателей) на волну лирических воспоминаний, сон

подбрасывает им всё новые и новые подробности — о чёрной пыли на дороге в кабак,

о сахарной кутье на белом блюде, о старинных образах без окладов…. И лишь

непосредственно после этого, как бы в продолжение всё той же мысли, без абзаца,

начинается изложение самого сна: “И вот снится ему…”

Эта вторая часть видения Раскольникова также обладает своей собственной

фантастикой: здесь маленькому мальчику неожиданно начинают казаться необычными

самые обыденные вещи. На самом деле, что такого, например, в том, что в

городском кабаке “как будто” происходит гулянье — ведь описанные события

развиваются “в праздничный день, под вечер”, а “толпа всякого сброду” занимается

тем же, чем и всегда, — горланит песни, пугая маленького Родю. Почему стоящая

возле “кабачного крыльца” телега названа “странной”, если тут же добавлено, что

это “одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей”, за

какими так любил наблюдать маленький мальчик? Действительно странным является,

пожалуй, лишь то, что на этот раз “запряжена в неё маленькая, тощая, саврасая,

крестьянская клячонка”2, какая обычно не может сдвинуть с места даже

предназначенный для неё воз дров или сена — и тогда её “бьют мужики кнутами,

иной раз даже по морде и по глазам”, на что всегда так жалко было смотреть

сердобольному ребёнку. Этими вновь постоянно возникающими отступлениями в

сознание читателя как бы исподволь закладывается мысль о полной никчёмности и

бесполезности бедной лошадки, и разыгрывающаяся далее сцена оказывается, по

сути, предрешённой.

В последней части видения Раскольникова, несомненно, нашли отражение черты

придуманного им страшного плана. Ведь речь здесь идёт о возможности

распоряжаться чужой жизнью — пусть пока жизнью лошади (“Моё добро!” — кричит

пьяный Миколка) — и о критериях целесообразности, пользы, ожидаемой от

существования окружающих: “А кобылёнка эта, братцы, только сердце моё надрывает:

так бы, кажись, её и убил, даром хлеб ест”. Насколько близким оказывается

положение приснившейся студенту бедной лошадки и вполне реальной старухи

процентщицы, которая, по отзывам окружающих, есть не что иное, как “глупая,

бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и,

напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра

же сама собой умрёт”, чья жизнь стоит несравнимо меньше лошадиной, равняясь по

ценности “жизни вши, таракана”. (Эту фразу из подслушанного в трактире разговора

Раскольников попытается затем передать Соне.)

Сон Раскольникова, как своеобразная проба пробы, также довольно точно передаёт

мелкие детали будущего убийства: лошадку забивают (“Топором её, чего!” — кричит

кто-то), по её морде струится кровь; Миколку, на котором, как после и на

Раскольникове, “нет креста”, подзуживает при этом целая толпа, так же как

студент и офицер своим разговором в трактире подтверждают оценку, мысленно

данную Родионом Романовичем старухе процентщице, и убеждают его в своеобразной

справедливости собственных замыслов.

Однако сон, являясь, по сути, сжатым изложением всего романа, словно коварно

подсказывает главному герою и возможный путь ухода от неминуемо приближающейся

трагедии — притвориться, что он-то здесь и ни при чём, занять место стороннего

наблюдателя или, ещё хуже, самому прикинуться этакой “лошадкой”, которую чуть

было не “заели” невыносимые условия жизни. И действительно, как во сне

Раскольников видит задуманное им убийство со стороны, так и в реальной жизни, на

тот случай, если из него не выйдет Наполеона, у философа остаётся ещё мнимый

шанс “побороться”, свалив свою вину на так вовремя подвернувшегося

красильщика-сектанта с его навязчивой идеей о необходимости “пострадать”.

Таким образом, страшный сон Родиона Раскольникова, обладая многозначностью и

символичностью, присущими сновидениям, является одновременно экскурсом в прошлое

героя, отражением борьбы, которая в тот момент происходила в душе героя, и в то

же время — предопределением, своеобразным планом, согласно которому ему

предлагается действовать. И только нарушив условия этого навязчивого

пророчества, герой сможет освободиться от чар и пут своей бесовской теории,

чтобы затем, с течением времени, прийти к истинному покаянию и воскресению

Источник